Главная / Услуги / Экологическое проектирование / Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ)

Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ)

Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ) — документ, в котором конкретное предприятие рассматривается как источник загрязнения атмосферы. В процессе разработки […]

Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ) — документ, в котором конкретное предприятие рассматривается как источник загрязнения атмосферы. В процессе разработки проекта выявляются источники выбросов загрязняющих веществ и их перечень; рассчитываются выбросы ПДВ; предлагаются нормативы; при необходимости разрабатываются мероприятия по снижению выбросов и обязательно план-график контроля нормативов выбросов на источниках выбросов.

Расшифровка аббревиатуры ПДВ – предельно допустимый выброс. Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ) — документ, в котором ваше предприятие рассматривается с точки зрения источника загрязнения воздуха. В ходе разработки проекта определяются источники выбросов загрязняющих веществ (углерод, диоксид азота, бензин, керосин и прочие); рассчитываются выбросы ПДВ; предлагается предельно допустимый выброс; при необходимости разрабатываются мероприятия по снижению выбросов и обязательно план-график контроля нормативов на источниках выбросов.

Проект ПДВ проектируется только для организаций со стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ. Готовый том ПДВ согласовывают в органах исполнительной власти: во ФБУЗ получают экспертное заключение; в Роспотребнадзоре — санитарно-эпидемиологическое заключение; в Росприроднадзоре – утверждаются нормативы, и получается разрешение на выброс. Организации, которые подлежат региональному контролю, в Росприроднадзоре получают нормативы выбросов, в Комитете по природопользованию – разрешение на выброс.

В обоих случаях результатом согласования является документ «Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

О стационарных источниках выбросов Стационарный источник загрязнения атмосферы – недвижимый объект на предприятии, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу. Стационарные источники делятся на организованные и неорганизованные.

Организованный источник как объект характеризуются тем, что он оборудован устройством для направленного вывода загрязняющего вещества в атмосферу. Среди таких источников: дымовая труба, вентиляционная труба, вентиляционная шахта, дефлекторы, свеча сжигания факельного газа и другие.

Неорганизованный источник – объект, от которого выбросы от работы предприятия поступают в атмосферу ненаправленными потоками газа. Среди них: пилорамы, оконные и дверные проемы цеха, оборудование без вентиляционных постов, взрывные работы, парковка, пруды-отстойники и другие.

Основные документы, которые регламентируют вопросы вреда атмосфере от работы организаций:

  1. Федеральный закон №96 “Об охране атмосферного воздуха”;
  2. СанПин 2.1.6.1032 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”.
  3. ОНД-86 “Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе…” (Новый документ — “Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе”, 2016).
  4. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2005 г) ;
  5. КоАП РФ, статья 8.21 “Нарушение правил охраны атмосферного воздуха”..

Процесс получения разрешения на выброс
Порядок разработки:

  1. Проведение инвентаризации, сбор исходных данных, заказ справок, замеры выбросов на источниках. Разработка проекта ПДВ начинается с проведения инвентаризации источников выбросов. Инвентаризация выявляет источники загрязнения атмосферного воздуха и их типы (организованные/неорганизованные). На этом же этапе собираются исходные данные, которые нужны инженеру-экологу для проектирования: три платные справки, одна карта, протоколы замеров.

    Для этого выезжает лаборатория, чтобы замерить источники выбросов, которые нет возможности рассчитать с помощью программного обеспечения.

  2. Разработка проекта ПДВ. Инженер-эколог разрабатывает проект нормативов ПДВ в следующем объеме:
    1. Систематизация общих сведений о предприятии.
    2. Описание деятельности предприятия с точки зрения выбросов в атмосферу.
    3. Определение перечня выбросов загрязняющих веществ.
    4. Подготовка отчета об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    5. Произведение расчета рассеивания загрязняющих веществ.
    6. Проведения анализа расчета рассеивания и описание вывода на основании анализа.
    7. Оформление в табличном виде нормативов загрязняющих веществ в атмосферу.
    8. Разработка плана-графика контроля по соблюдению нормативов ПДВ.

    Весь объем работы описывается в томе проекта. Более подробно о том, как экологи разрабатывают проекты ПДВ, читайте в статье “Как происходит разработка проекта ПДВ инженером-экологом”.

Порядок согласования

  1. Получение экспертного заключения.Разработанный проект передается в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения (ФБУЗ) или Федеральное бюджетное учреждение науки (ФБУН). Здесь проверяется содержание проекта (соответствует ли он требованиям нормативно-правовых актов). В результате экспертная организация выдает документ “Экспертное заключение”.
  2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения через согласование проекта ПДВ в Роспотребнадзоре. Проект допустимых выбросов (на диске или флеш-карте) вместе с экспертным заключением передается в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор выдает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии или несоответствии деятельности предприятия санитарным правилам.
  3. Утверждение нормативов и получение разрешения на выброс.Проект ПДВ в бумажном виде, включая нормативы предельно допустимых выбросов, отправляется в Росприроднадзор. Для организаций федерального контроля Росприроднадзор утверждает нормативы выбросов, потом еще через 1,5 месяца выдает официальное разрешение на предельно допустимый выброс.
  4. Для организаций, подлежащих региональному контролю, предусмотрен еще один этап согласования. Эти компании получают в Росприроднадзоре только нормативы загрязняющих веществ. После проект, предельно допустимый выброс и оплаченная госпошлина передается в Комитет по природопользованию. В Комитете выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ. (См. рисунок ниже).

Санкции за отсутствие ПДВ для организаций

  • Потеря времени и денег при простое предприятия в случае проверки Росприроднадзора и разбирательстве задним числом с документацией объекта;
  • Солидные штрафы за загрязнение атмосферного воздуха или приостановка деятельности предприятия по предписанию госорганов надзора и по решению суда; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, 1999 г., Статья 31.
  • Весьма тяжелое уголовное наказание при нарушении установленных законом правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшем причинение вреда здоровью людей. Уголовный кодекс РФ 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, Статья 251.

КоАП РФ, Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха Выброс загрязняющих веществ без разрешения сулит вашей организации штраф от 180000 до 250000 рублей. Или приостановку работы максимум на 3 месяца. Выбросы загрязняющих веществ с нарушением правил использования газоочистных сооружений и оборудования или отсутствие таковых грозит вашей организации штрафом от 10000 до 20000 рублей. Или приостановка работы максимум на 3 месяца.