«Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)» — разрабатывается для определения лимитов (предела) образования отходов с целью снижения расходов предприятия на утилизацию. Разработка ПНООЛР осуществляется в соответствии с требованиями следующих законодательных актов:
- «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ;
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 г. «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
- Приказ МПР России от 02.12.02. №786 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) обязаны разрабатывать все юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. С 01.07.2009 г. за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом « Об охране окружающей среды» и Федеральным законом « Об отходах производства и потребления».
ЗАКОН РФ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (№89-ФЗ ОТ 24.06.1998 Г.)
Ст. 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Ст. 18. Нормирование в области обращения с отходами
- п.1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
- п.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- п.5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.2001 г., глава 8).
- Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток./li>
- Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Целью разработки проекта ПНООЛР является утверждение органами Росприроднадзора (в Северо-Западном ФО это Северо-западное управление Росприродадзора) «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В составе «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» органами Росприроднадзора согласуется перечень отходов с указанием наименований отходов, кодов по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), предельный лимит отходов (т/год), объектов их размещения на 5 лет.
Срок действия «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» устанавливается 1 (один) календарный год, с правом ежегодного продления (в пределах 5-ти лет) при условии своевременной подготовки юридическим лицом пакета документации и его предоставления в органы Росприроднадзора (Северо-Западное Управление Росприроднадзора):
- «Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и образующихся отходов за отчетный год». При отсутствии такого подтверждения нормативы образования отходов и лимитов на их размещение аннулируются
Ответственность за отсутствие «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР) и/или несоблюдение условий обращения с опасными отходами, предусмотренных ПНООЛР и действующим природоохранным законодательством:
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.
Стоимость разработки ПНООЛР
Стоимость разработки ПНООЛР (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) в основном зависит от количества наименований отходов, которые образуются в процессе деятельности вашей компании.
- Средняя цена за каждое наименование отхода составляет 7000 рублей.
- Общая цена проекта в среднем составляет от 70 тысяч рублей.
- Предприятия, в процессе деятельности которых образуется более 40 наименований отходов, могут рассчитывать на скидку.
Сроки разработки ПНООЛР
- Сбор данных требует от 5 дней.
- Расчет и оформление документов — около 1,5 месяцев.
- Согласование проекта — около 1,5 месяцев.
Суммарный срок разработки и согласования ПНООЛР составляет 3-3,5 месяца.
Цели разработки и согласования ПНООЛР отходов
- Определение (расчет) нормативов образования отходов.
- Определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ),
- количества ежегодно образующихся отходов.
- Обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания.
- Обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.
На предварительной консультации наши специалисты определяют перечень образующихся отходов. Полученные данные служат основой для определения стоимости услуги разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также сроков проведения работ. После согласования стоимости с предприятием-заказчиком заключается Договор на разработку и согласование ПНООЛР.
Порядок разработки ПНООЛР
Разработка ПНООЛР и расчет проекта нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение включает в себя следующие основные этапы:
- Сбор необходимой информации. Специалист нашей компании выезжает на объект, фиксирует потенциальные источники образования отходов, места хранения, а также наличие необходимой документации.
- Анализ полученных данных. При необходимости проведения исследования компонентного состава отходов, работы осуществляются аккредитованной лабораторией.
- Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Оформление ПНООЛР в соответствии с нормативными требованиями.
- Согласование ПНООЛР и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в надзорных органах.
- Получение Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Содержание ПНООЛР
- титульный лист;
- структура ПНООЛР;
- общие сведения о хозяйствующем субъекте;
- сведения о хозяйственной и иной деятельности;
- расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год;
- сведения о предлагаемом образовании отходов;
- сведения о местах накопления отходов;
- сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или)
- обезвреживания, и (или) размещения;
- сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов;
- сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
- предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;
- список использованных источников;
- приложения.
Согласование и продление ПНООЛР
- Согласование ПНООЛР. После согласования проекта НООЛР выдается Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Срок действия ПНООЛР. Утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение действителен в течение 5 лет (при условии ежегодного предоставления технического отчета по обращению с отходами).
Ответственность за отсутствие ПНООЛР
Наличие действующего ПНООЛР при осуществлении коммерческой деятельности, так или иначе связанной с образованием отходов, — одно из требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.
Работа без оформленного надлежащим образом лимита на размещение отходов может стать причиной наложения административной ответственности (в соответствии со статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
Законодательная база
- Закон РФ «Об отходах производства и потребления» №89-Ф3 от 1998 г.;
- Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» №7-ФЗ от 2002 г.;
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52-ФЗ от 1999 г.;
- Приказ ФСЭТАН от 10.2007г. №703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
- Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом ФСЭТАН от 10.2007г. №703);
- Приказ Министерства природных ресурсов от 5 августа 2014 г. № 349 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;
- Федеральный классификационный каталог отходов. Утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 445 от 18.07.2014 г.;
- Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Утверждены приказом МПР России от 15 июня 2001 г. №511;
- Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03. Минздрав России, М., 2003 г.