Приказ Минприроды России № 74 объединил разрозненные положения, касающиеся ПЭК, содержавшиеся в различных нормативно-правовых актах. Тем не менее, новыми Правилами устранены не все пробелы в регулировании оформления документации, связанной с осуществлением ПЭК, а значит, при применении нового правового регулирования не избежать возникновения споров с контролирующими органами.
Всем лицам, обязанным разрабатывать и утверждать Программу ПЭК и сдавать Отчет по результатам осуществления ПЭК рекомендуем ознакомиться с новыми требованиями, и в случае неясностей, оперативно направлять запросы в государственный орган (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) – либо самостоятельно, либо через отраслевые общественные организации.
Специалисты НПО «ЦЭБ» готовы предоставить подробные консультации о применении новых требований как по вопросам, связанным с подготовкой Программы ПЭК, так и по вопросам подготовки Отчета по результатам осуществления ПЭК, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующим органом, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.
Производственный экологический контроль (сокращенно – ПЭК) – это предписанные законом мероприятия организаций I-III категорий объектов, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов. Обязанность в проведении этих мероприятий возникает у организаций в связи с загрязнением природы в ходе хозяйственной и производственной деятельности.
Программой производственного экологического контроля называется документ, где изложены и спланированы все мероприятия по охране окружающей среды, которые ведут организации; описана их деятельность, результаты инвентаризации отходов, выбросов, сбросов; перечислены мероприятия производственного контроля в области отходов, выбросов, сбросов; методы и результаты отборов проб от источников загрязнения.
Назначение: итак, Программа ПЭК обеспечивает выполнение мероприятий по охране окружающей среды, аккуратное использование и восстановление природных ресурсов. Кроме того, ПЭК обеспечивает выполнение требований закона со стороны природопользователей.
Производственно экологический контроль (ПЭК)
Согласно п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Следовательно, ведение производственного контроля является обязательным требованием практически для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением хозяйствующих субъектов IV категории, представляющих собой микропредприятия).
ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного УТВЕРЖДЕН И экологического контроля
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 710-ст
ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения
Программа ПЭК утверждается руководством организации и входит в состав документации ПЭК в соответствии с ГОСТ Р 56062.
Формы представления результатов ПЭМ приводят в отдельной программе ПЭМ в соответствии с ГОСТ Р 56059 И ГОСТ Р 56063.
Минприроды России утвердил требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля[1].
Данные Требования и Порядок вступают в силу 15 апреля 2018 г.
Представляем содержание новых требований к Программе и Отчету по проведению производственного экологического контроля (ПЭК).
1. Требования к содержанию Программы ПЭК
1.1. При разработке Программы ПЭК должны учитываться следующие факторы:
- категория объекта (уровень НВОС);
- применяемые технологии;
- особенности производственного процесса;
- особенности НВОС.
1.2. Если предприятие имеет несколько объектов НВОС, обладающих различными характеристиками, Программа ПЭК должна разрабатываться на каждый объект НВОС.
Причины корректировки Программы ПЭК:
- изменение технологических процессов,
- замена технологического оборудования,
- замена сырья,
если данные обстоятельства приводят к следующим последствиям:
- изменение характера, вида НВОС;
- изменение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%.
Программа ПЭК должна быть скорректирована в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
1.3. Перечень разделов Программы ПЭК соответствует п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ [2] и включает сведения: 1) об инвентаризации выбросов, сбросов и их источников, отходов и объектов их размещения, 2) о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК, 3) собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях, 4) периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
1.4. Подробно регламентировано содержание каждого раздела. Так, раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать подразделы по каждому виду воздействия (выбросы, сбросы, отходы).
В свою очередь, подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен включать:
- план-график контроля стационарных источников выбросов,
- с указанием номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ,
- периодичности проведения контроля,
- мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля загрязняющих веществ в источниках выбросов,
- в отношении загрязняющих веществ, включая маркерные, по которым установлены технологические нормативы,
- в отношении каждого источника, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки,
- за исключением источников, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия;
- план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений):
- адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
- перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
- методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
- периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
- перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» включает:
- мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов[3];
- программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод[4]:
- для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, а по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал;
- для объектов III категории не менее одного раза в квартал;
- план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков — не реже двух раз в год;
- программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной[5]: за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов)[6], при этом периодичность отбора проб в фоновом и контрольном створах водного объекта также составляет:
- для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал;
- для объектов III категории не менее одного раза в квартал;
- перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.
Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»:
- программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду[7] — в случае наличия собственного (на любом законном основании) объекта размещения отходов;
- сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами[8].
1.5. Регламентированы случаи применения расчетных методов контроля для определения показателей выбросов загрязняющих веществ:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством РФ о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов);
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК.
1.6. Требования об утверждении Программа ПЭК Росприроднадзором, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.
Исходя из содержания п. 1 Приложения № 1 к Приказу, Программа ПЭК, как и раньше должна утверждаться самим лицом, осуществляющим ПЭК (его руководителем).
Требование о направлении Программы ПЭК в уполномоченный орган в уведомительном порядке также отсутствует.
2. Требования к порядку и срокам предоставления Отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК
2.1. Отчет о результатах ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным:
- по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора;
- по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
2.2. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых должен храниться у лица, осуществляющего ПЭК, а второй вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется в уполномоченный орган (нарочным) или направляется по почте.
Также Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
2.3. Требований, регламентирующих содержание Отчета о результатах осуществления ПЭК, анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.
Следовательно, при составлении Отчета необходимо руководствоваться п. 6 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, согласно которому документация о результатах осуществления ПЭК, должна включать сведения:
- о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
- о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
При этом необходимо принимать во внимание положения анализируемого Приказа Минприроды России о содержании Программы ПЭК.
Приказ Минприроды России № 74 объединил разрозненные положения, касающиеся ПЭК, содержавшиеся в различных нормативно-правовых актах. Тем не менее, новыми Правилами устранены не все пробелы в регулировании оформления документации, связанной с осуществлением ПЭК, а значит, при применении нового правового регулирования не избежать возникновения споров с контролирующими органами.
Всем лицам, обязанным разрабатывать и утверждать Программу ПЭК и сдавать Отчет по результатам осуществления ПЭК рекомендуем ознакомиться с новыми требованиями, и в случае неясностей, оперативно направлять запросы в государственный орган (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) – либо самостоятельно, либо через отраслевые общественные организации.
Приказ от 28.02.2018 № 74, приложения № 1 и № 2 соответственно.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.
Разработанную в порядке, утвержденном Приказом Минприроды России № 205.
Разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утв. Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56.
Согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утв. Приказом Минприроды России от 07.12.2012 № 425.
Утвержденную лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов и направленную в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора, соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.
В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).
Штрафы:
к санкциям, которым могут подвергнуться природопользователи при нарушении закона о ПЭК, можно отнести:
- статью 8.1. КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) – от 20 тыс. до 100 тыс. рублей.
- статью 8.5. КоАП РФ (Сокрытие или искажение экологической информации) – от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.