Главная / Услуги / Комплексное экологическое сопровождение / Предельно допустимые сброс, выброс (ПДВ-НДС-ПДС)

Предельно допустимые сброс, выброс (ПДВ-НДС-ПДС)

С появлением большого количества промышленных предприятий перед мировой общественностью встала задача сохранить экологию и предотвратить загрязнение атмосферы вредными веществами. С […]

С появлением большого количества промышленных предприятий перед мировой общественностью встала задача сохранить экологию и предотвратить загрязнение атмосферы вредными веществами.
С этой целью в каждой стране разрабатываются нормативные базы, позволяющие оценивать качество воздуха, осуществлять контроль над загрязнениями и управлять процессом очищения атмосферы. В России допустимые выбросы вредных веществ ограничиваются нормой ПДВ, несоблюдение которой влечет за собой ответственность согласно КоАП РФ.

Расшифровка аббревиатуры ПДВ – предельно допустимый выброс. Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ) — документ, в котором ваше предприятие рассматривается с точки зрения источника загрязнения воздуха. В ходе разработки проекта определяются источники выбросов загрязняющих веществ (углерод, диоксид азота, бензин, керосин и прочие); рассчитываются выбросы ПДВ; предлагается предельно допустимый выброс; при необходимости разрабатываются мероприятия по снижению выбросов и обязательно план-график контроля нормативов на источниках выбросов.

В обоих случаях результатом согласования является документ «Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

О стационарных источниках выбросов Стационарный источник загрязнения атмосферы – недвижимый объект на предприятии, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу. Стационарные источники делятся на организованные и неорганизованные.

Организованный источник как объект характеризуются тем, что он оборудован устройством для направленного вывода загрязняющего вещества в атмосферу. Среди таких источников: дымовая труба, вентиляционная труба, вентиляционная шахта, дефлекторы, свеча сжигания факельного газа и другие.

Неорганизованный источник – объект, от которого выбросы от работы предприятия поступают в атмосферу ненаправленными потоками газа. Среди них: пилорамы, оконные и дверные проемы цеха, оборудование без вентиляционных постов, взрывные работы, парковка, пруды-отстойники и другие.

Законодательная база
Основные документы, которые регламентируют вопросы вреда атмосфере от работы организаций:

  1. Федеральный закон №96 “Об охране атмосферного воздуха”;
  2. СанПин 2.1.6.1032 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”.
  3. ОНД-86 “Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе…” (Новый документ — “Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе”, 2016).
  4. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2005 г);
  5. КоАП РФ, статья 8.21 “Нарушение правил охраны атмосферного воздуха”.

Процесс получения разрешения на выброс

Порядок разработки:

  1. Проведение инвентаризации, сбор исходных данных, заказ справок, замеры выбросов на источниках. Разработка проекта ПДВ начинается с проведения инвентаризации источников выбросов. Инвентаризация выявляет источники загрязнения атмосферного воздуха и их типы (организованные/неорганизованные). На этом же этапе собираются исходные данные, которые нужны инженеру-экологу для проектирования: три платные справки, одна карта, протоколы замеров.
  2. Для этого выезжает лаборатория, чтобы замерить источники выбросов, которые нет возможности рассчитать с помощью программного обеспечения.

  3. Разработка проекта ПДВ. Инженер-эколог разрабатывает проект нормативов ПДВ в следующем объеме:
    1. Систематизация общих сведений о предприятии.
    2. Описание деятельности предприятия с точки зрения выбросов в атмосферу.
    3. Определение перечня выбросов загрязняющих веществ.
    4. Подготовка отчета об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    5. Произведение расчета рассеивания загрязняющих веществ.
    6. Проведения анализа расчета рассеивания и описание вывода на основании анализа.
    7. Оформление в табличном виде нормативов загрязняющих веществ в атмосферу.
    8. Разработка плана-графика контроля по соблюдению нормативов ПДВ.

Порядок согласования
Согласование ПДВ включает в себя от трех до четырех этапов.

  1. Получение экспертного заключения. Разработанный проект передается в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения (ФБУЗ) или Федеральное бюджетное учреждение науки (ФБУН). Здесь проверяется содержание проекта (соответствует ли он требованиям нормативно-правовых актов). В результате экспертная организация выдает документ “Экспертное заключение”.
  2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения через согласование проекта ПДВ в Роспотребнадзоре. Проект допустимых выбросов (на диске или флеш-карте) вместе с экспертным заключением передается в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор выдает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии или несоответствии деятельности предприятия санитарным правилам.
  3. Утверждение нормативов и получение разрешения на выброс.Проект ПДВ в бумажном виде, включая нормативы предельно допустимых выбросов, отправляется в Росприроднадзор. Для организаций федерального контроля Росприроднадзор утверждает нормативы выбросов, потом еще через 1,5 месяца выдает официальное разрешение на предельно допустимый выброс.
  4. Для организаций, подлежащих региональному контролю, предусмотрен еще один этап согласования. Эти компании получают в Росприроднадзоре только нормативы загрязняющих веществ. После проект, предельно допустимый выброс и оплаченная госпошлина передается в Комитет по природопользованию. В Комитете выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ.

Санкции за отсутствие ПДВ для организаций
Если у вас нет проекта ПДВ, вас неминуемо ожидают:

  • Потеря времени и денег при простое предприятия в случае проверки Росприроднадзора и разбирательстве задним числом с документацией объекта;
  • Солидные штрафы за загрязнение атмосферного воздуха или приостановка деятельности предприятия по предписанию госорганов надзора и по решению суда; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, 1999 г., Статья 31.
  • Весьма тяжелое уголовное наказание при нарушении установленных законом правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшем причинение вреда здоровью людей. Уголовный кодекс РФ 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, Статья 251.

КоАП РФ, Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха Выброс загрязняющих веществ без разрешения сулит вашей организации штраф от 180000 до 250000 рублей. Или приостановку работы максимум на 3 месяца. Выбросы загрязняющих веществ с нарушением правил использования газоочистных сооружений и оборудования или отсутствие таковых грозит вашей организации штрафом от 10000 до 20000 рублей. Или приостановка работы максимум на 3 месяца.

Нормативы ПДВ – установленная на уровне Правительства страны величина выбросов загрязняющих веществ от работы стационарных источников в таких пределах, в каких несущественно вредит окружающей среде.

В рамках подготовки проекта ПДВ фактические величины выбросов загрязняющих веществ рассчитываются в программах (иногда вручную) или измеряются в лаборатории и сравниваются с нормативами ПДВ этих веществ. Если предельно допустимые выбросы ПДВ выдерживаются, значит, предприятие соблюдает требования в области охраны атмосферного воздуха, и может законно работать.

Содержание проекта
С 1989 года по сегодняшний день инженеры-экологи используют структуру проекта ПДВ, которая предложена в “Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий”

Итак, проект ПДВ обычно состоит из следующих разделов:

  • Аннотация.
  • Сведения об организации-исполнителе.
  • Содержание.
  • Основные термины, определения и сокращения.
  • Введение
  • Общие сведения о предприятии.
  • Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы.
  • Краткая характеристика деятельности предприятия.
  • Краткая характеристика пылегазоочистных устройств (ПГУ).
  • Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
  • Перспектива развития предприятия.
  • Характеристика аварийных и залповых выбросов.
  • Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Расчет ПДВ и определение предложений нормативов ПДВ.
  • Сведения о программе, в которой реализован расчет ПДВ.
  • Исходные данные для проведения расчета рассеивания.
  • Результаты расчета уровня загрязнения атмосферы.
  • Анализ результатов расчетов рассеивания с учетом фона.
  • Предложенные нормативы ПДВ.
  • Определение источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию.
  • Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ.
  • Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии.
  • Список литературных источников.
  • Приложения.

В Приложения входят бесплатные исходные данные в виде официального письма, подписанного вами — директором предприятия. В письме приводятся реквизиты компании, режим работы, производительность предприятия, режим работы машин и оборудования-стационарных источников, способ вывоза мусора, план развития предприятия на ближайшие 5 лет, инженерное обеспечение предприятия, наличие арендаторов на территории.

Ситуационная карта-схема района размещения предприятия, полученная от Комитета по градостроению и архитектуры (КГА). Письмо из ЦЛАТИ о координатах привязки предприятия, которыми следует пользоваться при разработке проекта. Приложение к письму КГА “Описание объектов адресной системы” c перечислением строительных объектов, расположенных поблизости от предприятия.

Правоустанавливающие документы предприятия (свидетельство о регистрации юрлица, свидетельство о постановке на налоговый учет, договор аренды помещения или документы на право собственности. Выкопировка расчетов выбросов ЗВ в специализированных программах (“АТП-Эколог”, “Котельные” и пр.). Паспорт качества топлива (если необходимо). В паспорте приведены показатели, которые понадобятся для расчета величины выбросов топлива.

Расчет рассеивания ЗВ в программе “УПРЗА ЭКОЛОГ”. Климатические характеристики местности, где расположено предприятие от Росгидромета.

Срок действия проекта ПДВ
Разрешение на выброс выдается на срок от 1 до 5 лет. Однако на основании таблицы «План-график контроля нормативов выбросов», которая приводится в проекте ПДВ, значение нормативов выбросов необходимо контролировать: (замерять) инструментальным или расчетным методом с указанной в таблице периодичностью и следить за тем, чтобы выбросы соответствовали допустимым нормативам. Это отдельный вид работы – контроль за соблюдением нормативов ПДВ.

Источники выбросов измеряются с разной периодичностью в зависимости от категории источников. Варианты периодичности – 1 раз в квартал, 2 раза в год, 1 раз в год, 1 раз в 5 лет. После проведения замеров готовится “Технический отчет по контролю за соблюдением нормативов ПДВ”, который состоит из краткого описания деятельности предприятия, плана-графика контроля выбросов и результатах измерения выбросов за период. Отчет подписывается руководителем и остается на предприятии. Документ не требует согласования в надзорных органах, но предоставляется им в уведомительном порядке.

Расчет нормативов предельно допустимых выбросов делается только для стационарных источников (организованных и неорганизованных).

Сроки проектирования тома ПДВ

  • Разработка ПДВ – от 20 рабочих дней (зависит от количества источников выбросов).
  • Согласование в аккредитованной экспертной организации – 30 календарных дней.
  • Согласование в Роспотребнадзоре – 30 календарных дней.
  • Согласование в Росприроднадзоре – 30 рабочих дней для организаций регионального контроля, плюс еще 30 рабочих дней для организаций федерального контроля.
  • Согласование в Комитете по природопользованию (если предусмотрено) для организаций регионального контроля – 30 рабочих дней.

 
Сопутствующие затраты для получения проекта

Разработка ПДВ стоимость (сбор данных, инвентаризация, расчет проекта ПДВ, сбор проекта) от 40 тыс. руб.
Согласование проекта ПДВ в 3, (4) инстанциях от 10 тыс. руб.
Оплата пошлины за выдачу разрешений на выбросы (Федеральный закон 374-ФЗ от 27.12.2009 г. в ред. ФЗ №221 от 21.07.2014) – оплата напрямую на лицевой счет Департамента Росприроднадзора. 3,5 тыс.руб.
Получение ситуационного плана территории расположения предприятия в Комитете градостроительства и архитектуры (если нет) от 7 тыс. руб.
Получение координат точки привязки к городской системе координат (если нет) в ЦЛАТИ от 3 тыс. руб.
Получение климатических характеристик района нахождения предприятия (если нет) См. на официальном сайте Росгидромета
Экспертиза проекта экспертной организации (ФБУЗ или ФБУН) См. на официальном сайте ФБУЗ или ФБУН
Справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ (при необходимости) По официальным расценкам Росгидромета
Инструментальные замеры источников выбросов в аккредитованной лаборатории (если необходимо) См. цены лаборатории.