С появлением большого количества промышленных предприятий перед мировой общественностью встала задача сохранить экологию и предотвратить загрязнение атмосферы вредными веществами.
С этой целью в каждой стране разрабатываются нормативные базы, позволяющие оценивать качество воздуха, осуществлять контроль над загрязнениями и управлять процессом очищения атмосферы. В России допустимые выбросы вредных веществ ограничиваются нормой ПДВ, несоблюдение которой влечет за собой ответственность согласно КоАП РФ.
Расшифровка аббревиатуры ПДВ – предельно допустимый выброс. Проект предельно допустимых выбросов (Проект ПДВ) — документ, в котором ваше предприятие рассматривается с точки зрения источника загрязнения воздуха. В ходе разработки проекта определяются источники выбросов загрязняющих веществ (углерод, диоксид азота, бензин, керосин и прочие); рассчитываются выбросы ПДВ; предлагается предельно допустимый выброс; при необходимости разрабатываются мероприятия по снижению выбросов и обязательно план-график контроля нормативов на источниках выбросов.
В обоих случаях результатом согласования является документ «Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
О стационарных источниках выбросов Стационарный источник загрязнения атмосферы – недвижимый объект на предприятии, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу. Стационарные источники делятся на организованные и неорганизованные.
Организованный источник как объект характеризуются тем, что он оборудован устройством для направленного вывода загрязняющего вещества в атмосферу. Среди таких источников: дымовая труба, вентиляционная труба, вентиляционная шахта, дефлекторы, свеча сжигания факельного газа и другие.
Неорганизованный источник – объект, от которого выбросы от работы предприятия поступают в атмосферу ненаправленными потоками газа. Среди них: пилорамы, оконные и дверные проемы цеха, оборудование без вентиляционных постов, взрывные работы, парковка, пруды-отстойники и другие.
Законодательная база
Основные документы, которые регламентируют вопросы вреда атмосфере от работы организаций:
- Федеральный закон №96 “Об охране атмосферного воздуха”;
- СанПин 2.1.6.1032 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест”.
- ОНД-86 “Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе…” (Новый документ — “Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе”, 2016).
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2005 г);
- КоАП РФ, статья 8.21 “Нарушение правил охраны атмосферного воздуха”.
Процесс получения разрешения на выброс
Порядок разработки:
- Проведение инвентаризации, сбор исходных данных, заказ справок, замеры выбросов на источниках. Разработка проекта ПДВ начинается с проведения инвентаризации источников выбросов. Инвентаризация выявляет источники загрязнения атмосферного воздуха и их типы (организованные/неорганизованные). На этом же этапе собираются исходные данные, которые нужны инженеру-экологу для проектирования: три платные справки, одна карта, протоколы замеров.
- Разработка проекта ПДВ. Инженер-эколог разрабатывает проект нормативов ПДВ в следующем объеме:
- Систематизация общих сведений о предприятии.
- Описание деятельности предприятия с точки зрения выбросов в атмосферу.
- Определение перечня выбросов загрязняющих веществ.
- Подготовка отчета об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Произведение расчета рассеивания загрязняющих веществ.
- Проведения анализа расчета рассеивания и описание вывода на основании анализа.
- Оформление в табличном виде нормативов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Разработка плана-графика контроля по соблюдению нормативов ПДВ.
Для этого выезжает лаборатория, чтобы замерить источники выбросов, которые нет возможности рассчитать с помощью программного обеспечения.
Порядок согласования
Согласование ПДВ включает в себя от трех до четырех этапов.
- Получение экспертного заключения. Разработанный проект передается в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения (ФБУЗ) или Федеральное бюджетное учреждение науки (ФБУН). Здесь проверяется содержание проекта (соответствует ли он требованиям нормативно-правовых актов). В результате экспертная организация выдает документ “Экспертное заключение”.
- Получение санитарно-эпидемиологического заключения через согласование проекта ПДВ в Роспотребнадзоре. Проект допустимых выбросов (на диске или флеш-карте) вместе с экспертным заключением передается в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор выдает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии или несоответствии деятельности предприятия санитарным правилам.
- Утверждение нормативов и получение разрешения на выброс.Проект ПДВ в бумажном виде, включая нормативы предельно допустимых выбросов, отправляется в Росприроднадзор. Для организаций федерального контроля Росприроднадзор утверждает нормативы выбросов, потом еще через 1,5 месяца выдает официальное разрешение на предельно допустимый выброс.
- Для организаций, подлежащих региональному контролю, предусмотрен еще один этап согласования. Эти компании получают в Росприроднадзоре только нормативы загрязняющих веществ. После проект, предельно допустимый выброс и оплаченная госпошлина передается в Комитет по природопользованию. В Комитете выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ.
Санкции за отсутствие ПДВ для организаций
Если у вас нет проекта ПДВ, вас неминуемо ожидают:
- Потеря времени и денег при простое предприятия в случае проверки Росприроднадзора и разбирательстве задним числом с документацией объекта;
- Солидные штрафы за загрязнение атмосферного воздуха или приостановка деятельности предприятия по предписанию госорганов надзора и по решению суда; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, 1999 г., Статья 31.
- Весьма тяжелое уголовное наказание при нарушении установленных законом правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшем причинение вреда здоровью людей. Уголовный кодекс РФ 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, Статья 251.
КоАП РФ, Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха Выброс загрязняющих веществ без разрешения сулит вашей организации штраф от 180000 до 250000 рублей. Или приостановку работы максимум на 3 месяца. Выбросы загрязняющих веществ с нарушением правил использования газоочистных сооружений и оборудования или отсутствие таковых грозит вашей организации штрафом от 10000 до 20000 рублей. Или приостановка работы максимум на 3 месяца.
Нормативы ПДВ – установленная на уровне Правительства страны величина выбросов загрязняющих веществ от работы стационарных источников в таких пределах, в каких несущественно вредит окружающей среде.
В рамках подготовки проекта ПДВ фактические величины выбросов загрязняющих веществ рассчитываются в программах (иногда вручную) или измеряются в лаборатории и сравниваются с нормативами ПДВ этих веществ. Если предельно допустимые выбросы ПДВ выдерживаются, значит, предприятие соблюдает требования в области охраны атмосферного воздуха, и может законно работать.
Содержание проекта
С 1989 года по сегодняшний день инженеры-экологи используют структуру проекта ПДВ, которая предложена в “Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий”
Итак, проект ПДВ обычно состоит из следующих разделов:
- Аннотация.
- Сведения об организации-исполнителе.
- Содержание.
- Основные термины, определения и сокращения.
- Введение
- Общие сведения о предприятии.
- Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы.
- Краткая характеристика деятельности предприятия.
- Краткая характеристика пылегазоочистных устройств (ПГУ).
- Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
- Перспектива развития предприятия.
- Характеристика аварийных и залповых выбросов.
- Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Расчет ПДВ и определение предложений нормативов ПДВ.
- Сведения о программе, в которой реализован расчет ПДВ.
- Исходные данные для проведения расчета рассеивания.
- Результаты расчета уровня загрязнения атмосферы.
- Анализ результатов расчетов рассеивания с учетом фона.
- Предложенные нормативы ПДВ.
- Определение источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию.
- Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Мероприятия по регулированию выбросов в периоды НМУ.
- Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии.
- Список литературных источников.
- Приложения.
В Приложения входят бесплатные исходные данные в виде официального письма, подписанного вами — директором предприятия. В письме приводятся реквизиты компании, режим работы, производительность предприятия, режим работы машин и оборудования-стационарных источников, способ вывоза мусора, план развития предприятия на ближайшие 5 лет, инженерное обеспечение предприятия, наличие арендаторов на территории.
Ситуационная карта-схема района размещения предприятия, полученная от Комитета по градостроению и архитектуры (КГА). Письмо из ЦЛАТИ о координатах привязки предприятия, которыми следует пользоваться при разработке проекта. Приложение к письму КГА “Описание объектов адресной системы” c перечислением строительных объектов, расположенных поблизости от предприятия.
Правоустанавливающие документы предприятия (свидетельство о регистрации юрлица, свидетельство о постановке на налоговый учет, договор аренды помещения или документы на право собственности. Выкопировка расчетов выбросов ЗВ в специализированных программах (“АТП-Эколог”, “Котельные” и пр.). Паспорт качества топлива (если необходимо). В паспорте приведены показатели, которые понадобятся для расчета величины выбросов топлива.
Расчет рассеивания ЗВ в программе “УПРЗА ЭКОЛОГ”. Климатические характеристики местности, где расположено предприятие от Росгидромета.
Срок действия проекта ПДВ
Разрешение на выброс выдается на срок от 1 до 5 лет. Однако на основании таблицы «План-график контроля нормативов выбросов», которая приводится в проекте ПДВ, значение нормативов выбросов необходимо контролировать: (замерять) инструментальным или расчетным методом с указанной в таблице периодичностью и следить за тем, чтобы выбросы соответствовали допустимым нормативам. Это отдельный вид работы – контроль за соблюдением нормативов ПДВ.
Источники выбросов измеряются с разной периодичностью в зависимости от категории источников. Варианты периодичности – 1 раз в квартал, 2 раза в год, 1 раз в год, 1 раз в 5 лет. После проведения замеров готовится “Технический отчет по контролю за соблюдением нормативов ПДВ”, который состоит из краткого описания деятельности предприятия, плана-графика контроля выбросов и результатах измерения выбросов за период. Отчет подписывается руководителем и остается на предприятии. Документ не требует согласования в надзорных органах, но предоставляется им в уведомительном порядке.
Расчет нормативов предельно допустимых выбросов делается только для стационарных источников (организованных и неорганизованных).
Сроки проектирования тома ПДВ
- Разработка ПДВ – от 20 рабочих дней (зависит от количества источников выбросов).
- Согласование в аккредитованной экспертной организации – 30 календарных дней.
- Согласование в Роспотребнадзоре – 30 календарных дней.
- Согласование в Росприроднадзоре – 30 рабочих дней для организаций регионального контроля, плюс еще 30 рабочих дней для организаций федерального контроля.
- Согласование в Комитете по природопользованию (если предусмотрено) для организаций регионального контроля – 30 рабочих дней.
Сопутствующие затраты для получения проекта
Разработка ПДВ стоимость (сбор данных, инвентаризация, расчет проекта ПДВ, сбор проекта) | от 40 тыс. руб. |
Согласование проекта ПДВ в 3, (4) инстанциях | от 10 тыс. руб. |
Оплата пошлины за выдачу разрешений на выбросы (Федеральный закон 374-ФЗ от 27.12.2009 г. в ред. ФЗ №221 от 21.07.2014) – оплата напрямую на лицевой счет Департамента Росприроднадзора. | 3,5 тыс.руб. |
Получение ситуационного плана территории расположения предприятия в Комитете градостроительства и архитектуры (если нет) | от 7 тыс. руб. |
Получение координат точки привязки к городской системе координат (если нет) в ЦЛАТИ | от 3 тыс. руб. |
Получение климатических характеристик района нахождения предприятия (если нет) | См. на официальном сайте Росгидромета |
Экспертиза проекта экспертной организации (ФБУЗ или ФБУН) | См. на официальном сайте ФБУЗ или ФБУН |
Справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ (при необходимости) | По официальным расценкам Росгидромета |
Инструментальные замеры источников выбросов в аккредитованной лаборатории (если необходимо) | См. цены лаборатории. |