Напомним, что согласно пп. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании заявки.
Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014.
Основание: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 69.2. (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
Вспомогательные документы:
- Письмо от 31 октября 2016 года №АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
- Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом от 24.11.2016 № 756.
- Постановление Правительства от 28 сентября 2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее в тексте — Критерии).
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).Размер штрафа:
- 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
- 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.
Категории НВОС
В 2014 году Федеральный закон №219-ФЗ выделил 4 категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (сокращенно НВОС) и отдельно группу объектов, которые вовсе не являются объектами негативного воздействия.
- Первая категория НВОС – объекты, на которых ведется деятельность, перечисленная в I-ом разделе Критериев (Постановление №1029).
- Вторая категория НВОС – объекты, на которых ведется деятельность, перечисленная в II-ом разделе Критериев (Постановление №1029).
- Третья категория НВОС – объекты:
- работающие в сферах, не перечисленных в I, II и IV разделах Критериев;
- не соответствующие уровням НВОС IV раздела Критериев;
- выполняющие деятельность по эксплуатации исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
- Четвертая категория НВОС – объекты, у которых есть одновременно следующие несколько признаков:
- на объекте есть стационарные источники выбросов; масса загрязняющих веществ выбросов от источника не более 10 тонн в год. Плюс в составе выбросов не должно быть веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ;
- на объекте происходят сбросы в систему водоотведения (Водоканал) только для бытовых нужд (питья, приготовления пищи, других хозяйственно-бытовых нужд). – Пояснения из Письма №АС-09-00-36/22354.
- на объекте нет сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (на земную поверхность, в реки, озера, болота, пруды и другие поверхностные водные объекты, а также в подземные водные объекты — бассейны подземных вод, водоносные горизонты).
- К объектам IV категории также относятся предприятия по обеспечению электрической энергией, газом и паром (оборудование с мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии, если есть только бытовые сбросы в Водоканал, и нет сбросов в окружающую среду.
- К объектам IV категории также относятся предприятия, использующие оборудование только для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов. Офисам, детским садам, школам, поликлиникам, больницам, административным зданиям, стоит свериться с пунктом о стационарных источниках в критериях четверной категории НВОС, прежде чем считать, что своей деятельностью не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.
- V категория объектов НВОС
Относятся ли объекты образования и обращения с отходами производства и потребления к объектам НВОС? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме от 31 октября 2016 года №АС-09-00-36/22354.
Судя по Критериям, образование отходов не является признаком объектов НВОС, поэтому, если кроме образования отходов, организация ничем больше не загрязняет окружающую среду, ее не относят ни к одной из категорий объектов. Ей не нужно вставать на экологический учет. И такая организация не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, как всегда, есть исключения из правил. В Критериях обозначено, что обезвреживание и размещение отходов (подпункт «п». п 1, подпункт «р» п. 2 Критериев) является негативным воздействием, и это повод поставить объект на экологический учет.
Кто встает на экологический учет: арендодатель или арендатор?
Росприродназдор в Письме от 31 октября 2016 года №АС-09-00-36/22354 пояснил особенность постановки на учет в случаях с арендодателями и арендаторами. В статье 69.2 Закона говорится, что на учет объект ставят те организации (в том числе, индивидуальные предприниматели), кто работает на этих объектах. Значит, арендаторы подают заявку на объект, который эксплуатируют. При смене арендатора, информацию об объекте следует актуализировать (указать юридическое лицо) — подать заявку об актуализации сведений в течение тридцати дней со дня введения изменений.
Актуализация сведений об объекте также необходима в случаях смены места нахождения объекта; характеристик технологических процессов основных производств и источников загрязнения на объекте; характеристик оборудования по обезвреживанию выбросов, сбросов и обезвреживания, использования, размещения отходов на объекте.
В надзорном органе актуализация сведений происходит в течение 10 рабочих дней со дня получения документов о необходимости актуализации сведений, после чего выдается свидетельство об актуализации сведений об объекте.
Процесс и сроки оказания услуги.
Инженер-эколог нашей компании заполняет электронную форму заявки в «Модуле природопользователя», выгружает файл и подгружает его на сайт того надзорного органа, куда отчитывается организация-клиент. Таким надзорным органом может быть территориальный Росприроднадозор, Комитет по природопользованию и другие учреждения (в зависимости от региональной и федеральной принадлежности объекта и города.
Далее в печатном виде заявка с печатью отправляется по почте. Заявка заполняется отдельно для каждого объекта компании.
Обычно постановка на учет объектов негативного воздействия занимает 12 рабочих дней: 2 дня уходит на сбор данных для заполнения формы, ее заполнение и отправку заявки в надзорный орган (в электронном и печатном видах). 10 дней по регламенту занимает рассмотрение заявки работником территориального надзорного органа, присвоение объекту кода и категории, внесение в реестр, официальный ответ заявителю в виде свидетельства о постановке объекта НВОС на экологический учет. Свидетельство или отказ от постановки на учет выдается надзорным органом только в электронном виде.
Ответственность за неисполнение законодательства
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).
Размер штрафа:
- 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
- 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.
Крайний срок постановки на экологический учет действующих объектов – 31 декабря 2017 года. Надеемся, опубликованный материал убедил вас в необходимости получения свидетельства для ваших объектов. Успейте заполнить и подать заявку самостоятельно или обратитесь к нам, тем более, что стоимость услуги ниже минимального штрафа.